Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2012 » № 2 » Будущее высшей школы России: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов)

Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В.
Будущее высшей школы России: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов)

 

Аннотация: В работе представлены результаты Делфи-опроса экспертов о будущем высшей школы в России в горизонте времени до 2030 г., в опросе участвовало 730 экспертов из 39 крупных городов России, работающих в высшей школе (представлено 79 университетов), органах власти, бизнесе. Эксперты полагают, что ситуация в высшем образовании России будет определяться конкуренцией четырех сценариев развития страны: «сырьевое будущее», «догоняющая модернизация», «локальное лидерство», «когнитивное общество». Представлена «карта», включающая семь возможных критических ситуаций для высшей школы в период до 2030 г. Эксперты считают, что наиболее вероятными и значимыми ситуациями могут стать  «критически низкое качество абитуриентов», «стагнация высшего образования и науки при доминировании сценария «сырьевое будущее».

Ключевые слова: высшая школа в России, форсайт, Делфи-опрос, сценарии будущего, когнитивное общество,  российские университеты

 

Efimov V.S., Laptev A.V., Rumyantsev M.V.
The future of higher school in Russia - 2030: socio-economic contexts and critical situations (Delphi results)

 

Abstract: Results of survey concerning future of higher education in Russia in the time horizon to 2030 are presented; 730 experts from 39 cities in Russia, working in higher education (representing 79 universities), government and business are participated in this Delphi. Experts consider that situation in Russian higher education will be determined by competition between four scenarios of country development: "commodity dependence", "catching up modernization", "local leadership", "cognitive society". A "map" including seven possible critical situations for higher education in period to 2030 is submitted. In expert’s opinion, "critically low quality of entrants", "stagnation of higher education and science within the bounds of "commodity dependence script" can become most expected and significant situations.

Key words: Higher school in Russia, foresight, Delphi, future scenarios, cognitive society, Russian universities

Данная статья доступна в формате PDF.

2012-2-3.pdf (288.41 KB)

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: