Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2002 » №3 » Колонка редактора


Федотов А.В.

Колонка редактора


В этом выпуске журнала публикуются три методики, созданные группой экспертов в Учебном центре подготовки руководителей Минобразования России. Этот центр является одним из ведущих разработчиков проектов нормативных и стратегических документов по заказам федеральных органов исполнительной власти и крупных фирм, в том числе нормативных документов, связанных с реформированием системы образования и совершенствованием организационно-экономических механизмов в этой сфере.

Применяемая для разработки документов технология проблемных групп заключается в реализации системного подхода к быстрому решению сложных управленческих задач с использованием интенсивных методик совместной работы разнопрофильных специалистов. Проблемная группа под руководством преподавателей Учебного центра структурирует задачу, устанавливает причинно-следственные связи между ее частями, а затем по специальным методикам разрабатывает проекты решений и конкретные меры по их реализации, которые проходят одновременно перекрестную экспертизу. Важно отметить, что экспертизу предлагаемых решений проводят именно те специалисты, которые в дальнейшем должны их реализовывать.

В качестве экспертов по проблемам образования привлекаются руководители и специалисты органов управления образованием регионов и муниципальных образований, руководители вузов, колледжей и школ, их заместители, руководители финансовых и планово-экономических служб образовательных учреждений, работники Минобразования, Минэкономразвития, Минфина, специалисты узкого профиля из образовательных и научных учреждений. Всего в работе проблемных групп Учебного центра подготовки руководителей за прошедшие четыре года принимало участие более 200 экспертов.

Технология, применяемая Учебным центром, позволяет в сжатые сроки (6 дней) не только сформулировать концептуальные подходы к решению проблемы, но и детально проработать механизмы и конкретные шаги по реализации разработанных решений. Опыт работы показывает, что оптимальная численность проблемной группы – 12 человек (минимум – 9 человек, максимум – 15 человек).

Состав экспертов зависит от решаемой проблемы. Например, для решения проблем совершенствования экономики и управления высшей школой целесообразно соблюдать следующие требования:

  • равностатусность участников;
  • разные функциональные позиции участников по отношению к решаемой проблеме и ее реализации;
  • равномерное представительство по регионам, типам вузов, видам функциональных подразделений и т. п.;
  • равномерный возрастной состав участников.

Важным в работе проблемной группы является соблюдение требования вовлеченности членов проблемной группы в процесс:

  • все они должны участвовать в работе группы с первого дня и постоянно;
  • в процессе работы групп не допускается: а) введение нового участника; б) выход из группы.

В 1998–2002 годах Учебным центром подготовки руководителей с использованием технологии проблемных групп реализовано 29 проектов, обеспечивающих эффективное решение комплексных проблем, затрагивающих интересы большого числа организаций и органов исполнительной власти. Например, по заказам Минобразования РФ были разработаны:

1. Концепция и план мероприятий структурно-функциональных преобразований в сфере образования.

2. Комплексная программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования.

3. Типовое положение и методические рекомендации по привлечению и использованию внебюджетных средств в вузе.

4. Проект нового механизма межбюджетных отношений и нормативного финансирования в сфере образования.

5. Единые критерии оценки аттестационных технологий и систем.

6. Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении образовательных учреждений.

7. Порядок конкурсного финансирования инвестиционных проектов высших учебных заведений.

8. Методика расчета нормативов финансирования образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

9. Нормативы обеспечения и расчет финансирования общеобразовательных учреждений учебной литературой.

10. Технология обеспечения школ учебной литературой.

11. Государственный план подготовки инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности на 2002–2005 гг.

12. Порядок формирования Государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности.

13. Нормативно-правовые основы конкурсного размещения государственных заданий на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием.

14. Концепция и механизмы возвратных образовательных субсидий для получения высшего образования.

15. Предложения по формированию и расчету нормативов финансирования учреждений высшего и среднего профессионального образования.

16. Методика расчета потребности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в бюджетных средствах.

17. Методология формирования консолидированного бюджета развития системы образования.

18. Методика использования конкурсных механизмов реализации бюджета развития системы образования с учетом специфики различных уровней образования.

19. Методика оценки социальных рисков, связанных с неоднородностью развития образовательных систем субъектов Российской Федерации.

20. Методические рекомендации по формированию и использованию бюджета развития образования.

Было разработано также большое число проектов как для Минобразования России, так и для других ведомств и организаций, например:

1. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации до 2015 г.

2. Методика реализации "командной" работы по организации серийного выпуска автомобиля проекта 1118 "Калина" (ОАО "АВТОВАЗ").

В предыдущих номерах журнала уже публиковались такие методики, как, например, методика повышения эффективности использования бюджетных средств (№ 2, 1999), методика расчета нормативов финансирования учреждений высшего и среднего профессионального образования (№ 1, 2001) и ряд других. Редколлегия и в будущем предполагает размещать материалы экспертных групп, посвященные вопросам совершенствования управления высшей школой России.

Редактор номера А. В. Федотов,
доктор экономических наук, профессор,
ректор Учебного центра подготовки руководителей

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: