Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2003 » №4 » Колонка редактора

Колонка редактора


Уважаемые коллеги!

Этот номер журнала необычен. Его своеобразие состоит, во-первых, в том, что он подготовлен управленческой командой одного вуза — Новосибирского государственного технического университета, во-вторых, представлен целый комплекс управленческих новаций, и, наконец, в нем максимально полно и детально показан опыт решения в университете одной из наиболее сложных проблем управления — соотношения централизации и делегирования управленческих полномочий и ресурсов. В НГТУ эту проблему решили в пользу децентрализации управления и, безусловно, этот выбор основывается на университетской корпоративной культуре, простроенных организационных и экономических отношениях, компетентности руководителей всех уровней управления, истории и традициях университета. Университет активно работает по совершенствованию системы управления и накопил богатый опыт, безусловно, интересный руководителям вузов России.

Идея номера возникла в ходе пилотного семинара проекта «Стратегическое управление в российских университетах», поддержанного Фондом Форда, где шел интенсивный обмен управленческим опытом руководителями 38 вузов страны. Именно НГТУ первым согласился показать в деталях свою управленческую «кухню».

Вуз возник в послевоенный период как ответ на потребность бурно развивающейся в Сибири промышленности, науки и техники в высококлассных инженерах перспективных специальностей.

У истоков НЭТИ стояли преподаватели двух известных высших школ: Московского энергетического и Томского политехнического институтов. За прошедшие годы в результате постоянной кропотливой работы не одного поколения преподавателей и сотрудников институт стал крупнейшим вузом за Уралом.

90-е годы — время реформирования высшей школы. НГТУ не остался в стороне от этого процесса. В вузе была поставлена задача — избавить сложившуюся систему образования от присущих ей недостатков: негибкости, узкой специализации, архаичности системы преподавания. За годы существования университет подготовил около 80 000 специалистов, которые работают инженерами, научными сотрудниками, руководителями научных лабораторий институтов, объединений, министерств. Около 2 000 выпускников работают на должностях всех уровней в институтах СО РАН.

НГТУ сегодня — это более тридцати тысяч обучающихся (из них на дневном более 13 000) и около 80 тысяч выпускников, это более 3 500 штатных сотрудников и преподавателей, из которых докторов наук и профессоров — 200, кандидатов наук и доцентов — более 500 человек, это 8 учебных корпусов и 6 корпусов общежитий, это крупнейшая в городе вузовская библиотека, спортивный комплекс с бассейном, поликлиника, 2 детских сада, 2 загородных лагеря, типография, гостиница. Сейчас в структуре НГТУ 10 факультетов; институты социальной реабилитации и дистанционного образования; центры довузовского образования и информационных технологий. Внутри факультетов, подразделений функционируют 75 кафедр и 56 учебных лабораторий при кафедрах, 14 научно-учебных лабораторий и центров. НГТУ открыл в разных городах и регионах страны 3 филиала и 9 представительств. Университет имеет право вести образовательную деятельность по 28 лицензированным направлениям и 70 специальностям высшего профессионального образования, работа по лицензированию новых специальностей продолжается. Среди приоритетных направлений развития НГТУ – сохранение и развитие научного потенциала; повышение качества процесса и внедрение системы оценки качества образования; совершенствование и развитие технической оснащенности, учебного процесса, научной работы, системы управления; формирование новой системы довузовского и послевузовского образования; децентрализация управления, развитие самостоятельности всех структурных подразделений.

Статьи сотрудников НГТУ, представленные в журнале, отражают работу коллектива по указанным приоритетным направлениям развития вуза, содержат накопленный опыт и результаты, ставят проблемы.

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: