Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2004 » №2 » Редакционная статья

Князев Е.А.

Редакционная статья


Когда Вы, уважаемый читатель, откроете этот выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ», останется позади предвыборная политическая суета, народ узнает имя избранного Президента, скорее всего — будут уже известны структура и состав кабинета, и вектор основных направлений его деятельности, среди которых важное место займет давно назревшая административная реформа. Допускаю, что некоторым из Вас подобная цепочка взаимосвязей «университетское управление — политика — административная реформа» может показаться поверхностной, не слишком логичной или очевидной. Но давайте порассуждаем.

Политическая власть в нашей стране очередной раз приближается к моменту истины. Достигнутый в стране уровень внутриполитической и экономической стабильности на фоне благоприятной внешней обстановки не дает оснований для безмятежности. Затянувшаяся фаза социально-экономического реформирования кардинальным образом меняет общественные ожидания и критерии оценки деятельности политических и административных институтов в стране. Мы — граждане — не хотим более слушать демагогические лозунги о необходимости обуздания бюрократии и борьбы с коррупцией, безадресные пассажи о неповоротливости и неэффективности органов государственного и административного управления, о том, что все нужно делать по-другому. Мы хотим знать и видеть, как это уже делается — здесь и сегодня! Административная реформа неизбежно коснется сферы образования — слишком велико ее значение для национальной безопасности и развития. Об этом свидетельствует опыт перемен очень многих стран и систем образования. И нужно реально отдавать себе отчет в том, что фундаментальные и решительные перемены и непопулярные меры в этой сфере неизбежны. Их можно облечь в тщательно выверенные и сглаженные формулировки, предусмотреть антишоковые мероприятия, но уже не удастся обойтись имитацией и симуляцией деятельности

В свою очередь, институциональный уровень управления в образовании, представляющий сферу основных интересов журнала «Университетское управление: практика и анализ», также ожидают серьезные испытания. Наша страна меняется. И хотя по-прежнему высшее образование остается общественным благом, для многих оно становится конкурентным преимуществом на рынке труда. Опыт развитых стран показывает, что в этих условиях государство неизбежно приходит к идее переложить часть затрат по содержанию и развитию системы образования на их плечи. Но тот, кто платит за услуги, диктует условия. Таким образом, качество, эффективность и продуктивность деятельности вузов станут краеугольным камнем оценки их деятельности. Отсюда — соответствующие требования к организации деятельности университетов и их управлению, необходимость освоения стратегического менеджмента и профессионализация управленческой деятельности в вузах.

Эти перспективы как нельзя более убедительно доказывают актуальность проекта «Управленческий мониторинг и консалтинг как эффективная форма диссеминации передового международного опыта управления университетами», выполнявшегося в 2003 году в рамках Федеральной программы развития образования, материалы которого легли в основу этого выпуска журнала. Центральной задачей рабочей группы проекта была проработка организационных, методических, правовых вопросов управленческого консалтинга в образовании, создание информационной среды для поддержки этой деятельности. Статьи, собранные в рубрике «Управленческий консалтинг в совершенствовании управления вузом», освещают основные аспекты этой новой для нашей системы образования предметной области. Уверен, что особый интерес вызовет статья Д. В. Холкина, в которой добротный академический подход к построению содержания удачно сочетается с богатым опытом работы ее автора в сфере управленческого консалтинга.

Н. Д. Кликунов и В. Л. Шаповалов рассматривают в своей работе такие пока еще мало знакомые нашим управленцам подходы, как аутсорсинг и контроллинг, получившие распространение в ведущих зарубежных образовательных системах. Статья показывает направления, открывающие новые перспективы для управленческого консультирования в образовании.

В рамках проекта была проведена Интернет-конференция по проблемам управления и институциональных исследований. Лучшие материалы Интернет-конференции образовали содержание остальных рубрик. Так, в рубрике «Стратегическое управление университетом» несомненный интерес вызовет статья Ю. В. Громыко — известного специалиста-психолога, ведущего активную работу по применению игротехнических методов для решения сложных задач, в том числе управленческих. Взгляд автора на регионостроительство и роль университетов в нем дает богатую пищу для размышления и намечает основу системного выстраивания роли и возможностей служения университетов развитию своих регионов. О применении средств имитационного моделирования в стратегическом управлении вузами пишут К. А. Аксенов, Н. М. Клебанов и Н. В. Гончарова. Их работа содержит сравнительный обзор инструментальных средств, применяемых в менеджменте для анализа и оптимизации организационных процессов.

В рубрике «Университетский менеджмент за рубежом» Вас ждет новая встреча с зарубежными авторами, которые уже известны среди специалистов в России. Профессор из Калифорнии Линда Хэджедорн — известный специалист по применению статистических методов в институциональном анализе. Она пишет о проекте, который нацелен на исследование различных типов поведения студентов и их влияния на процесс обучения. Профессора О. Линдквист из Финляндии и Э. Морган из Соединенных Штатов активно сотрудничают с российскими вузами в рамках деятельности Зальцбургского семинара. За плечами этих авторов колоссальный научно-педагогический и административный опыт. Статья Э. Моргана в этом выпуске журнала — образец анализа вопросов управления. Мне довелось сотрудничать с ним в целом ряде проектов. Искреннее восхищение вызывает его преданность университетской тематике, знания, опыт и многогранный талант.

Рубрика «Управление качеством» представлена двумя статьями. Имена С. А. Степанова и В. С. Соболева сегодня, пожалуй, — одни из самых известных имен в этой сфере вузовского управления. Их работа посвящена актуальным вопросам становления менеджмента качества и распространения этой новой идеологии в российском образовании.

Не все участники проекта стали авторами материалов для этого номера. Но без интеллектуального вклада начальника управления развития образования и региональной политики Министерства образования П. Е. Кондрашова, начальника управления высшего профессионального образования Л. А. Кравцовой, одного из самых авторитетных и уважаемых людей в нашей системе образования В. М. Жураковского, руководителя программы «Совершенствование управления в вузах» Национального фонда подготовки кадров И. В. Аржановой, директора научно-исследовательского института механики и математики им. Н. Г. Чеботарева Казанского университета А. М. Елизарова, заместителя директора НИИ высшего образования В. Ж. Куклина успешное выполнение проекта было бы невозможно.

Отдельные слова благодарности и уважения хочется высказать в адрес уважаемых ректоров Б. С. Карамурзова и Р. Г. Стронгина. Возглавляемые ими университеты стали важными партнерами нашего проекта. Именно в этих университетах, с участием мотивированных на развитие и современно мыслящих специалистов этих вузов проходили основные содержательные мероприятия проекта.

Наконец, порой незримое присутствие во всех видах деятельности по организации и административному сопровождению работы, подготовке материалов и документов моих коллег — сотрудников лаборатории моделирования институциональных субъектов и процессов НИИММ им. Н. Г. Чеботарева Я. Ш. Евдокимовой, Е. В. Вашуриной, Н. В. Лисина, Н. В. Дрантусовой было надежной опорой успешной работы и заслуживает самых добрых слов.

Желаю Вам увлекательного и полезного чтения.

С уважением, руководитель проекта, редактор выпуска
Е. А. Князев

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: