Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2004 » №2 » Предисловие

Предисловие


Уважаемые читатели!

Работа по совершенствованию управления проводится Министерством образования непрерывно и на разных уровнях: федеральном, региональном и институциональном. Совершенствование качества управления вузом, качества достижения оптимальных показателей и качества образовательного и научного процесса в деятельности вуза — это задачи, которые были всегда. В современных условиях они заметно обострились, стали более актуальными, поскольку изменились отношения в обществе, экономические условия, международные отношения. Произошли глубинные изменения в самом профессиональном образовании в связи с возрастанием роли личности, различных общественных групп. Возникло новое поле для анализа, поиска решений в вопросах управления высшим профессиональным образованием.

Министерство уже неоднократно проводило совещания, семинары, создавало рабочие группы по вопросам, связанным с совершенствованием вузовского управления. А подписание министром образования В. М. Филипповым в сентябре прошлого года соглашения о присоединении России к Болонскому процессу существенно меняет условия деятельности российских вузов. В соглашении, в частности, зафиксировано: «В связи с вхождением России в общеевропейское пространство высшего образования и с тем, что Россия стала полноправной участницей Болонского процесса, тем самым взяла на себя определенные обязательства… по достижению промежуточных приоритетов, установленных на следующие два года: обеспечение качества, двухступенчатая система степеней периода обучения. Кроме того, конференция министров, ответственных за образование, прошедшая в Берлине в 2003 году, отметила, что в 2005 году национальные системы по обеспечению качества должны включать: определение обязанностей участвующих органов, учреждений, оценивание программ и вузов, включая внутреннюю и внешнюю оценки, участие студентов в публикации результатов, систему аккредитации, аттестации, международное партнерство и сотрудничество в создании сети. Также страны-участники должны предоставить доступ к информации, необходимой для исследований в области высшего образования касательно цели Болонского процесса, доступ в банк данных проводящихся исследований должен быть упрощен. Министры обязуются начать реализацию двухступенчатой системы к 2005 году. Они берут на себя ответственность за разработку обобщенной структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования».

Поддержка министерством проектной деятельности в сфере управления в рамках различных программ, несомненно, является своевременным и важным делом. Направляя таким образом творческую активность и энергию наших специалистов, работников, руководителей на решение задач повышения эффективности, продуктивности и качества деятельности и отдельного учебного заведения, и различных комплексов, и системы в целом, мы развиваем наше образование, разворачиваем его в сторону решения актуальных задач общества, большей прозрачности для общества, делаем его действительно ключевым инструментом преобразований и национального обновления.

Материалы именно такого проекта включает в себя данный, внеочередной выпуск журнала «Университетское управление: практика и анализ». Я очень рада, что имела возможность поработать в качестве эксперта в составе рабочей группы проекта. Глубокие дискуссии, участие в интерактивных сессиях, которые проводились с сотрудниками в участвовавших университетах, обсуждения актуальных задач системы образования и подходов к их решению с авторитетными руководителями и специалистами вузов — все это увлекательная, развивающая и захватывающая работа, и она будет продолжена.

Желаю Вам интересного чтения!

Л. А. Кравцова,
начальник Управления высшего профессионального образования Министерства образования РФ

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: