Журнал Университетское управление: практика и анализ
» Архив » 2005 » № 4 » Колонка редактора

Князев Е.А.

Колонка редактора


Eсть три вещи, которыми можно заниматься непрерывно: смотреть, как горит огонь, как течет вода и как работают другие. Этот классический афоризм, прекрасно характеризующий свойственную многим из нас, людей, слабость, удивительным образом преломляется в управлении. Получивший в последние годы широкое распространение в менеджменте бенчмаркинг как методология совершенствования управленческой практики — это стремление сделать наблюдение частью технологии принятия решений. Именно бенчмаркингу и его использованию в практике совершенствования посвящены практически все материалы предлагаемого вашему вниманию номера.

В данный специальный выпуск вошли статьи участников проекта, реализованного Национальным центром развития образования (г. Москва) в рамках государственного контракта № 1022 от 21 мая 2004 г. на выполнение работ по организации сопровождения и распространению результатов федеральных экспериментальных площадок в части высшего профессионального образования. Часть материалов, подготовленных участниками проекта, опубликована в предыдущих выпусках журнала, а также готовится к выпуску осенью этого года.

В проекте приняли участие вузы из различных регионов нашей страны. Дальневосточный федеральный округ был представлен Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса (ректор Г. И. Лазарев). Из Сибири для участия в проекте был приглашен Сибирский государственный технологический университет (Красноярск, ректор Э. С. Бука), высшую школу Поволжья представлял Мордовский государственный университет (ректор Н. П. Макаркин), Юг России — Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасск, президент В. Е. Шукшунов), Центральный федеральный округ — Московский государственный индустриальный университет (ректор Н. Г. Хохлов). За каждым из названных университетов и созданных на их основе университетских комплексов стоит собственная история преодолений и достижений, которая принесла им заслуженный авторитет и позволила накопить ценный опыт, который может быть с успехом использован другими вузами в нынешнее трудное и переломное для высшей школы время. Главными целями проекта были совершенствование управления в университетских комплексах методами управленческого консультирования, выделение и эффективная диссеминация лучшей управленческой практики в деятельности университетских комплексов на основе методологии бенчмаркинга.

Стратегический менеджмент становится сегодня самой распространенной моделью университетского управления. Огромный теоретический и практический опыт стратегического менеджмента, научной разработки и применения его концепций в институциональных исследованиях, повышении квалификации и подготовки управленческих кадров для национальных систем образования накоплен в США, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Канаде и ряде других стран. Управление университетами стало сферой активной исследовательской, инновационной, практической работы. Во многих странах, в первую очередь в США, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, сегодня уже сформировалась сеть очень интересных и эффективно работающих структур, оказывающих аудиторские, консультационные и тренинговые услуги университетам. Накоплен богатый опыт управленческого мониторинга, аудита и консалтинга.

Ряд центров, таких как Центр по изучению политики в области высшего образования (CHEPS, Нидерланды), Центр исследований и информации в высшем образовании (CHERI, Великобритания), Европейский центр стратегического университетского менеджмента (ESMU, Бельгия), Центр изучения политики в области высшего и послешкольного образования, университет Мичигана (США), Национальный центр по системам менеджмента в высшем образовании, Болдер, Колорадо (NCHEMS, США), добились очень высокой репутации не только среди руководителей вузов, но и региональных и национальных органов управления образованием.

В нашей стране подобных структур явно недостает. Накопленный отечественный и зарубежный опыт должен трансформироваться в программу развития эффективного менеджмента для университетов, включающую в себя организацию институциональных научных исследований по актуальным направлениям, развитие системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки управленческих кадров для сферы высшего образования, развитие консалтинга.

Вместе с тем наблюдается очевидный дефицит информации, знаний, опыта о современном состоянии теории и практики университетского управления и в мире, и в России. В масштабах системы образования можно констатировать, что недостаточно широко и активно проводятся институциональные исследования, мало научного внимания уделяется теоретическому, концептуальному осмыслению университета как специфической организации, развивающейся по особым законам.

Проект, с материалами которого вы, уважаемые читатели, имеете возможность познакомиться, был осуществлен при аналитической, организационной и информационной поддержке лаборатории моделирования институциональных субъектов и процессов Научно-исследовательского института математики и механики им. Н. Г. Чеботарева (Казанский университет), которую я возглавляю. Коллектив лаборатории уделяет особое внимание информационной поддержке управления в сфере образования. Основой для реализации направлений деятельности лаборатории служит специализированный информационный портал по стратегическому университетскому управлению www. studiorum.ru, созданный в 2002 г. в рамках реализации федеральной программы развития образования.

Пользуясь возможностью, хочу искренне поблагодарить за сотрудничество всех экспертов и исполнителей проекта, ректоров, руководителей и ведущих специалистов университетов — участников проекта, а также ответственных работников и специалистов Федерального агентства по образованию за содействие в сборе необходимых материалов, заинтересованное отношение и непосредственное участие в мероприятиях проекта.

Вряд ли будет целесообразно в этой короткой вводной статье предварять материалы, которые вы встретите на страницах этого выпуска, какими-то замечаниями или комментариями. Скажу лишь, что замысел выпуска предполагал взглянуть на бенчмаркинг в образовании в контексте стратегического самоопределения и развития как рамочной управленческой концепции, проникнуть в методологическую сердцевину этой технологии и увидеть практическую ценность сравнительного анализа в самых разных сферах университетского управления и управления в других отраслях. Последнее, на мой взгляд, как нельзя более точно отражает суть инструмента совершенствования управленческой практики. Суть проста: ищи объект — носитель лучшей практики, достойный изучения, вникай в содержание, организацию и детали изучаемого процесса, понимай суть преимуществ и транслируй постигнутое в собственную практику. Это и есть бенчмаркинг. Это и есть то «секретное оружие», которое широко применяют практики университетского управления в лидирующих образовательных системах.

Надеюсь, что чтение будет для вас интересным. Уверен, что методологию бенчмаркинга ожидает широкое использование в сфере университетского управления в нашей стране. Нам есть чему учиться не только у зарубежных коллег, но и друг у друга.

Е. А. Князев,

руководитель проекта

 Имя:  
 Пароль:  
Регистрация    
Год:

Номер журнала:

Автор:

Выбрать автора из списка

Тематика:

Выбрать тематику из списка

Название статьи:

Ключевые слова: