Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.034

Аннотация

В данной исследовательской статье представлены анализ и интерпретация данных проведенного авторами исследования состояния, проблем и перспектив цифровизации высшего образования в РГГУ в сравнении с опытом ведущих зарубежных и российских вузов.
Цель статьи: определить уровень и особенности процесса цифровизации российского высшего образования до, в период пандемии и после нее.
Теоретической основой исследования является институциональный и социокультурный подходы, предлагающие рассматривать введение онлайн-образования в контексте ответа на вызов становления цифровой экономики и цифрового общества. Эмпирическую базу составил онлайн-опрос, проведенный в апреле 2020 г. методом анкетирования, в котором приняли участие 327 человек (представители профессорско-преподавательского состава, научные сотрудники, руководители учебно-образовательных подразделений (деканы, руководители научных центров), заместители руководителей подразделений, а также сотрудники деканатов, научных центров и кафедр. На основе обобщения и интерпретации данных проведенного исследования авторы показали, что цифровизация высшего образования в РГГУ, как и в других российских вузах, идет на базе формирования электронной информационно-образовательной среды. Если оценка уровня доступа к ней и качества предоставляемых услуг достаточно высока, то эффективность применения нуждается в доработке. «Болевыми точками» остаются введение электронного документооборота и содержательная коммуникация со студентами.
В статье выявлены причины и последствия влияние пандемии на цифровизацию высшего образования. Среди них – необходимость новых форм коммуникации «студент-преподаватель-администрация»; нехватка специализированных учебных материалов для онлайн-образования; техническая, методическая и психологическая неготовность преподавателей к дистанционному образованию. Будущее – за смешанными формами аналогового и цифрового высшего образования.
Научная новизна статьи заключается в проведенном авторами сравнительном исследовании онлайн-образования в российских вузах (на примере РГГУ, МИФИ, НГУ), а также в обосновании становления гибридных (смешанных) форм высшего образования. На этом основании и предлагается формировать стратегию управления университетом и осуществлять перестройку учебного процесса.

Об авторах

М. Б. Буланова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Буланова Марина Борисовна – доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии

125939, Москва, Миусская пл., 6



Н. М. Великая
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Великая Наталья Михайловна – доктор политических наук, профессор, декан социологического факультета

125939, Москва, Миусская пл., 6



Список литературы

1. Афанасьев В. А., Великая Н. М., Левашов В. К., Моисеева А. Н. Стратегия прорыва и цифровая реальность России. Социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2019 году. Москва : ФГБУН ИСПИ РАН, 2019. 394 с.

2. Буряк В. В., Шостка В. И. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 (97). С. 21–30.

3. Халик В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46–63.

4. Velikaya N. M., Velikaya T. V. Human capital and digitalization of public life in the public opinion of Russian residents // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. Moscow: RUDN university, 2020. C. 698–706. DOI: 10.22363/2686-8199-2020-7-698-706

5. Буланова М. Б. Высшее образование как объект социальных трансформаций // Материалы международно-практической конференции «Социальные процессы современной России». Нижний Новгород, 2020. Т. 1. С. 290–294.

6. Bonfield C. A. Transformation or evolution? Education 4.0, teaching and learning in the digital age // Higher Education Pedagogies. 2020.

7. Коханова Л. А., Головко С. Б., Черешнева Ю. Е. Цифровое образование как тренд профессионального роста // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. № 1. С. 243–246.

8. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школы // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.

9. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // On the horizon. 2001. Vol. 9, no. 5, pp. 1–6. URL: https://doi.org/10.1108/10748120110424816 (дата обращения 24.09.2021).

10. Романов А. В. История российского дистанционного образования. Тула, 2018. URL: https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html (дата обращения 01.10.2021).

11. Turkle S. Alone together: Why we expect more from technology and less from each other. Hachette UK, 2017, 384 p.

12. Papi C. Digital spaces: between educational tools and student uses // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 174. С. 3757–3764.

13. Стриханов Н. М., Шереги Ф. Э. Инструментальная эффективность и социальная дисфункция дистанционного образования // Интеллигенция в новой реальности: сборник научных статей. М., 2021. С. 25–52.

14. Formazione metodologica, tecnologie didattiche ed esperienze nella promozione delle competenze di insegnamento e apprendimento. Alessia Scarinci, Universita’ degli studi di Foggia. URL: https://ojs.francoangeli.it/_ojs/index.php/exioa/article/view/11130/815 (дата обращения 24.09.2021).

15. Clerici R, Serbati A., Da Re L. Strumenti e dispositivi di analisi e valorizzazione della professionalità docente in Università. Universita’ di Padova. URL: https://ojs.francoangeli.it/_ojs/index.php/exioa/article/view/11126/811 (дата обращения 24.09.2021).

16. Голубин Р. В., Саралиева З. Х., Судьин С. А. Пандемия Covid-19 и дистанционное обучение как факторы формирования новой реальности ППС российских ВУЗов (на примере ФГАОУ ВО ННГУ им. Н. И. Лобачевского) // Интеллигенция в новой реальности: сборник научных статей. М., 2021. С. 159–169.

17. Буланова М. Б. NEET-молодежь в цифровом обществе // Цифровое общество – новый формат социальной реальности: структуры, тенденции развития. Санкт-Петербург, 2020. С. 494–495.

18. Исследование российского рынка онлайн-образования. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения 01.10.2021).

19. Цифровой разрыв. Чем он грозит России и каковы его масштабы. URL: https://iq.hse.ru/news/465308186.html (дата обращения 02.10.2021).

20. Чернышов А. Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. 2018. № 5. С. 13–21.

21. Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2. С. 2–15.


Рецензия

Для цитирования:


Буланова М.Б., Великая Н.М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(4):25-36. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.034

For citation:


Bulanova M.B., Velikaya N.M. Digitalization of Higher Education During the Pandemic: Advantages and Risks. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(4):25-36. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.034

Просмотров: 707


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)