Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Университетское управление: практика и анализ – междисциплинарный международный рецензируемый журнал открытого доступа, публикующий оригинальные статьи с результатами исследований, прикладными разработками и кейсами лучших практик в области организации управления университетами.

ISSN 1999-6640 (Print)

ISSN 1999-6659 (Online)

Журнал публикует статьи авторов из разных стран на русском и английском языках.

Основные тематики, поддерживаемые журналом:

  • стратегическое управление университетами
  • управление качеством образования
  • управление исследованиями и инновациями
  • финансовый менеджмент в вузе
  • управление персоналом в вузе
  • информационные технологии в управлении вузом
  • маркетинг образования
  • управление инфраструктурой вуза и т.д.

Целевой аудиторией  журнала являются исследователи, эксперты, аналитики, практические работники, руководители вузов, специалисты в области университетского управления, представители органов власти.

Журнал издается с 1997 года. Все выпущенные номера журнала доступны на сайте в режиме онлайн. До 2019 года журнал публиковал 6 выпусков в год. Начиная с 2019 года, в связи с принятой стратегией ужесточения отбора контента, журнал публикует 4 выпуска в год.

Плата за публикации не взимается.

Журнал включен в следующие базы научных  журналов:

  • RSCI (Russian Science Citation Index) на платформе Web of Science;
  • база российских научных журналов на платформе e-library.ru (РИНЦ);
  • международные базы научных журналов  EBSCO Publishing, WorldCat, BASE - Bielefeld Academic Search Engine;
  • перечень  российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованных ВАК.

Текущий выпуск

Том 28, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА

11-29 176
Аннотация

В современных условиях глобальных вызовов и экономических санкций обеспечение научно-технологического суверенитета России является одной из приоритетных задач. Достижение этой цели невозможно без высококвалифицированных инженерных кадров, подготовка которых требует радикальной трансформации системы инженерного образования. Целью данной статьи является исследование проблемных зон инженерного образования в контексте актуальных экономических вызовов и потребностей рынка труда, определение места и роли инженерного образования в общей системе подготовки кадров, а также разработка стратегий трансформации системы подготовки инженерных кадров. Формирование указанных стратегий предлагается осуществлять через синхронизацию образовательных программ, внедрение инновационных методов обучения и совершенствование квалификации преподавателей, ученых и исследователей в партнерстве с индустриальными компаниями. Результаты исследования базируются на анализе научных публикаций по проблемам подготовки инженерных кадров и проведенного опроса экспертов в сфере подготовки инженерных кадров. В результате исследования определены ключевые направления для совершенствования инженерного образования, которые включают активное взаимодействие с промышленностью, модернизацию учебных программ и повышение квалификации преподавателей, что способствует интеграции технологических новшеств в образовательный процесс.

30-53 173
Аннотация

В статье рассматриваются различные этапы развития российской системы высшего образования после 1990/91 учебного года и связанные с ними изменения структуры подготовки кадров в государственных (муниципальных) вузах. Особое внимание обращено на структуру очного приема в бакалавриат, специалитет и магистратуру пяти субъектов Российской Федерации, на которые приходится почти 40 % очного приема и более 50 % доходов государственных (муниципальных) вузов от образовательной деятельности. Показано, что очный прием, осуществляемый за счет средств федерального бюджета, и очный прием, осуществляемый за счет средств населения, отражают разницу в предпочтениях государства и населения в выборе направлений подготовки и специальностей. При этом показано, что очный прием по группе STEM (естественные науки, технологии, инженерия и математика) в целом по России приблизился к половине, а в анализируемых пяти регионах превысил 50 %, и дальнейшее увеличение приема по этой группе может вести к падению качества инженерного образования.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

54-66 214
Аннотация

Статья посвящена анализу системы оценки качества высшего образования в Китае, получившей название «Пять в одном». Она состоит из пяти механизмов, взаимодополняющих друг друга: это институциональная оценка качества, программная аккредитация и международная аккредитация вузов и программ, самообследование и мониторинг системы образования. Особое значение в контексте рассматриваемой в исследовании проблемы имеет изучение вопросов специфики и тенденций развития механизмов и процедур оценки качества высшего образования в КНР как условия повышения уровня подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. Подчеркивается, что формирование национальной системы оценки качества высшего образования основывается на использовании лучших международных практик, сохранении и культивировании «китайской специфики». Основываясь на сравнении государственной образовательной политики в сфере оценки качества, содержания и процедур оценки в Китае и в России, автор делает выводы о разнонаправленности векторов их развития. Вместе с тем, учитывая необходимость укрепления сотрудничества двух стран во всех социально-экономических сферах, в том числе в высшем образовании, анализ различий в подходах к оценке качества может быть полезен для дальнейшего формирования взаимодействия на межнациональном и межинституциональном уровнях. Результаты исследования имеют особую значимость в условиях расширения сотрудничества и активизации мобильности студентов и преподавателей на основе прозрачных механизмов признания качества образования, каковыми являются внешняя экспертиза и аккредитация образовательных программ.

67-81 142
Аннотация

Статья исследует представления руководства университетов в России о целях, эффектах и барьерах внедрения индивидуальных образовательных траекторий в учебный процесс. На основе проведения 15 полу-структурированных интервью с представителями руководства российских университетов (проректорами, ди ректорами и заместителями ди ректоров институтов, начальниками управлений) бы ли сделаны выводы относительно ключевых представлений об эффектах, которые полу чили университеты, внедрившие ИОТ. К ним можно отнести экономические (повышение эффективности учебного процесса на младших курсах для большей гибкости на старших), организационно-управленческие (актуализация дисциплин за счет инициативы преподавателей) и мотивационные (повышение вовлеченности студентов). Так же были выявлены противоречия в представлениях тех респондентов, которые имеют опыт внедрения ИОТ, и тех, которые его не имеют. Например, респонденты по-разному оценивают экономические эффекты: внедрившие ИОТ говорят о повышении эффективности процесса, в то время как не внедрившие опасаются повышения затрат из-за индивидуального подхода к студентам. Анализ позволил выделить следующие категории барьеров: консерватизм университетского сообщества, сопротивление изменениям (особенно в части предоставления студенту права свободного выбора), организационно-управленческие проблемы с выстраиванием новых процессов управления, нормативные ограничения существующих стандартов и законов и методическая дилемма поиска баланса между общеобразовательной и профессиональной частями образовательных программ. Результаты исследования вносят вклад в формирование эмпирической базы для более комплексного анализа феномена индивидуальных образовательных траекторий. Выявленные представления об эффектах и противоречия в представлениях респондентов с разным опытом позволяют сделать вывод о необходимости дальнейших исследований эффектов внедрения индивидуализации с использованием более точных методов. Уже имеется существенное количество университетов, запускающих пилотные проекты по внедрению ИОТ, что позволяет собрать лонгитюдные данные для последующего анализа полученных эффектов. Статья будет интересна управленцам высшего звена, которые разрабатывают программы развития своих университетов и анализируют возможность внедрения новой образовательной политики.

82-94 107
Аннотация

Массовое распространение онлайн-формата в 2020 году определило тренд на развитие онлайн-обучения и обострило проблему оценки качества дистанционных программ высшего образования. Последовавшая за этим необходимость встраиваться в постпандемийный контекст побудила вузы разрабатывать как новые онлайн-программы, так и новые подходы к работе с их качеством. Несмотря на распространение онлайн-формата, публикаций, анализирующих эволюцию внутренних механизмов обеспечения качества в таких контекстах, недостаточно. В данном исследовании рассматривается динамика зарождения и изменения моделей внутренней оценки и обеспечения качества университетских онлайн-программ с 2009 по 2023 гг. В работе сравниваются 17 моделей, ориентированных на различные аспекты образовательного процесса, что позволяет проследить эволюцию внутренних механизмов обеспечения качества. Анализ проводится на основе параметров, выявленных в процессе изучения литературы, а также непосредственно в ходе проведения исследования. Результаты позволяют выделить три периода развития моделей: пробный, переходный и современный. Выявлены образовательные аспекты, которые присутствуют во всех моделях выборки (технологии, студентоцентрированный дизайн и преподавание в онлайн), и те, которые характерны только для части из них (разработка среды, повторное использование ресурсов, поддержка студентов, преподавателей и сотрудников, коммуникация). Приведено описание эволюции каждого из аспектов в рамках выявленных периодов, описана их связь с концептом качества в онлайн-среде. Данная работа может быть полезна исследователям в области обеспечения качества, руководителям высших учебных заведений и специалистам по образовательной политике.

95-104 96
Аннотация

В последние годы университеты массово внедряют курсы и программы в онлайн-формате. Несмотря на свои преимущества, онлайн-образование требует от студентов самостоятельности и самоконтроля. Исследования показывают, что уровень саморегулируемого обучения предсказывает успехи учащихся в онлайн-обучении, но студенты зачастую имеют низкий уровень нужных навыков, что является барьером для широкого и эффективного внедрения онлайн-образования в университетах. Навыки саморегулируемого обучения можно развивать с помощью специальных интервенций. В обзоре представлен анализ интервенций, которые применяются в университетах по всему миру. Существует огромное разнообразие интервенций, и только относительно немногих из них есть эмпирические данные, на основе которых можно говорить об их эффективности. Отсутствует необходимая систематизация и понимание того, интервенции с какими характеристиками лучше способствуют развитию навыков саморегулируемого обучения. Исследований по построению типологий интервенций ранее не проводилось. Данная работа восполняет существующий пробел и предлагает разработку типологии интервенций по нескольким основаниям. Посредством анализа 68 интервенций, описанных в 62 статьях, были выделены следующие основания для типологии: уровни активности студентов в процессе обучения навыкам; фаза цикла саморегулируемого обучения, на которую направлено действие интервенции; степень структурированности задания; наличие и тип обратной связи по результатам выполненного задания; этап курса, на котором проводится интервенция, и длительность интервенции. Типология позволяет перейти от анализа эффективности конкретных интервенций к анализу их характеристик, которые способствуют развитию навыков саморегулируемого обучения. Дальнейшее изучение влияния характеристик интервенций на эффективность позволит снизить затраты ресурсов на разработку и упростить процесс внедрения интервенций в образовательные процессы университетов. Представленная в статье типология и практические рекомендации по внедрению интервенций в университетские программы могут служить эффективным управленческим механизмом для сохранения высокого качества образования в условиях масштабного развития онлайн-обучения. Данная работа представляет интерес для исследователей, преподавателей и администрации университетов. Представленные данные могут быть использованы для проектирования эффективных интервенций и для трансформации системы управления университетом с целью повышения уровня самостоятельности и саморегуляции у студентов.

СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ

105-123 110
Аннотация

Статья посвящена политике возраста, реализуемой современными российскими вузами и ориентированной на масштабное и форсированное омоложение научно-педагогического сообщества. Актуальность темы исследования связана с проблемами привлечения и удержания молодых научно-педагогических работников (НПР). В фокусе внимания авторов – теория академической ренты, позволяющая объяснить ограничения институциональных и организационных мер поддержки вузовской молодежи. Цель статьи – показать денежную и неденежную академическую ренту как фактор привлечения и удержания в вузах молодых НПР. Статья базируется на данных исследования, осуществленного в 2024 г. с помощью методов анализа документов и интервью с аспирантами и соискателями (n = 30 чел.) и НПР российских вузов (n = 30 чел.). На теоретическом уровне раскрыто содержание материальных и нематериальных элементов академической ренты, характеризующих группу молодых НПР. На материалах эмпирического исследования показан ограничительный характер материальных мер поддержки молодых НПР. Выявлено, что доступ к денежной ренте имеют не все категории молодых ученых и не всех российских вузов. Только часть мер материальной поддержки молодых НПР обладают признаками академической ренты. Удовлетворенность академическим трудом и престиж академической профессии как элементы неденежной академической ренты не приносят молодым НПР дивидендов. Нематериальную «сверхприбыль» части вузовской молодежи обеспечивает членство в институтах представительства вузовской молодежи. Они служат стартовой площадкой для их карьерного роста. Основываясь на соотношении двух видов академической ренты, денежной и неденежной, выделены и охарактеризованы типы рентоориентированного поведения молодых НПР («идейные», «прагматики» и «амбивалентные»). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для разработки и совершенствования программ привлечения и удержания молодых НПР посредством расширения материальной и нематериальной академической ренты и развития научного наставничества. Новизна исследования связана с тем, что впервые для объяснения проблем привлечения и удержания молодых НПР и перспектив их закрепления в академической карьере используется теория академической ренты.

124-136 106
Аннотация

Изучение инновационных установок студентов становится особенно актуальным в условиях неопределенности, глобализирующихся рисков и быстрого изменения рынка труда, где инновации и креативность выступают основными факторами успеха. Согласно авторскому подходу, инновационные установки личности интерпретируются как совокупность ценностных ориентаций, мотивов и моделей поведения, формирующих восприимчивость и стремление человека к нестандартному мышлению, принятию перемен и внедрению новаций. Университет выступает ключевым социальным институтом, формирующим инновационные установки студентов.

Цель исследования – изучить спектр инновационных установок студентов в системе их жизненных ценностей, а также проанализировать воздействие субъективных оценок внешней среды на формирование таких установок и креативного поведения. Эмпирической основой исследования стал анкетный опрос студентов, обучающихся в российских региональных и столичных университетах (N = 840). Выборка построена на основе целевых квот. Квотными признаками выступили город, в котором учится и проживает респондент, а также направление обучения.

Анализ вовлеченности студентов в различные инновационные практики показал, что значительная их часть активно участвует в разработке творческих проектов, освоении новых технологий, написании докладов для научных конференций, прохождении курсов повышения квалификации и проведении исследований. Это свидетельствует о широких возможностях инновационной инфраструктуры университетов. Однако примерно пятая часть респондентов не включена ни в один из элементов креативной активности.

Представлены результаты кластерного анализа, позволившего выделить четыре основных типа инновационности студентов: активные инноваторы (демонстрируют высокую активность в разработке проектов, научных исследованиях, освоении новых технологий); пассивные наблюдатели (практически не участвуют в каких-либо инновационных активностях); технологические энтузиасты (отличаются особенно высокими показателями вовлеченности в создание программных продуктов и новых технических решений); развивающиеся новаторы (занимают промежуточное положение, демонстрируя инновационную активность, но меньшую, чем активные инноваторы). Полученная типология инновационных профилей студентов может быть использована для разработки адресных мер поддержки их творческого и технологического развития. Новизна исследования состоит в выделении социальных типов инновационных установок студентов, дана их характеристика относительно ценностных ориентаций и социально-демографических особенностей студенчества.

Объявления

2024-11-15

Тематический выпуск «Проектное обучение: организационное развитие, социальная и экономическая эффективность, возможности партнерства»

Журнал «Университетское управление: практика и анализ» планирует в 2025 году уделить особое внимание проектному обучению в высшем образовании. Этой теме предполагается посвятить тематический выпуск «Проектное обучение: организационное развитие, социальная и экономическая эффективность, возможности партнерства», в котором мы приглашаем Вас принять участие!

Цель специального номера — расширение научной дискуссии о практических аспектах и исследовательских результатах по оценке внедрения проектного обучения в высшей школе для развития университетов и расширения возможностей студенчества.

К рассмотрению принимаются заявки на русском и английском языках по результатам социальных и экономических исследований, опирающихся на количественные и качественные методы анализа. 

Приглашенный редактор:

Певная Мария Владимировна – д-р социологических наук, заведующий кафедрой социологии и технологий ГМУ Школы государственного управления и предпринимательства ИнЭУ УрФУ.  

В этом номере мы бы хотели обсудить:

- организационные модели внедрения проектного обучения в университетах;

- стратегии интеграции проектного обучения в образовательный процесс и научно-исследовательскую деятельность вузов;

- подходы к формированию организационной политики внедрения проектного обучения в высшей школе;

- трансформационные процессы, обусловленные реализацией проектного обучения на разных уровнях высшего образования, их последствия и результаты;

-  потенциал проектного обучения в развитии региональных научно-образовательных пространств и реализации третьей миссии университетов;

- проектное обучение как механизм стимулирования инновационной деятельности в университетской среде;

-  возможности проектного обучения в реализации воспитательной деятельности в вузах;

- цифровизация проектного обучения в высшей школе: возможности и ограничения;

- ресурсность проектного обучения в привлечении университетами партнеров для укрепления кадрового потенциала региона;

- образовательные новации в стимулировании проектных инициатив студенчества;

- кадровые ресурсы в реализации проектного обучения: мотивация и компетентность сотрудников университетов;

- экономические эффекты внедрения проектного обучения: ожидания и реальность;

 -  развитие профессионализма и гражданственности обучающихся в проектном обучении;

-  барьеры формирования агентности студентов и факторы их преодоления в проектном обучении;

- новые подходы, программы и образовательные технологии в высшем образовании, реализуемые на основе проектного обучения.

В тематический номер мы ждем авторские материалы в формате исследовательской или обзорной статьи, исследования кейса управленческой практики или кейса вуза. Можно написать в жанре письма в редакцию, рецензии книги или обзора конференции.  Важно, чтобы статья по своему формату четко соответствовала требованиям к содержанию и оформлению публикаций. С редакционными правилами можно ознакомиться на сайте журнала: https://www.umj.ru/jour/about/submissions#authorGuidelines

Срок подачи статей: до 01.03.2025 года.

Принимаются статьи на русском и английском языках. Выход номера в свет 01.06.2025.

Концепцию статьи возможно предварительно обсудить с выпускающим редактором (m.v.pevnaya@urfu.ru с копией usovet_info@mail.ru).  В теме письма следует обозначить: «Заявка в специальный номер «Проектное обучение…»»..

2024-03-27

Приглашаем принять участие в экспертной дискуссии

Уважаемые коллеги!

Журнал «Университетское управление: практика и анализ» ориентирован на исследования проблемного поля высшего образования и выявление лучших практик в сфере управления университетами для   обеспечения устойчивого развития российского образования. Одна из точек роста современного университета и реинжиниринга высшего образования сегодня –  активизация взаимодействия региональных вузов с ключевыми стейкхолдерами, в том числе через проектное обучение.

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина реализуется проект «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества». На основе профессиональной экспертизы практики внедрения проектного обучения в вузах разных российских регионов, его интеграции в процессы образовательной и воспитательной деятельности планируется обобщить опыт ведущих вузов страны и активизировать экспертную дискуссию по этому направлению.

Если у Вас есть практический, административный опыт, а также исследовательский интерес к проблематике проектного обучения в высшем образовании, просим Вас присоединиться к нашей экспертной дискуссии и заполнить анкету эксперта (необходимо не более 20 минут).  https://forms.yandex.ru/cloud/6602ad9cd0468837d273f80d/

В рамках проекта пройдет не только экспертный опрос,  но и запланирована серия научных и практико-ориентированных мероприятий, в результате активности экспертов мы хотели бы выйти на проблематизацию специального выпуска нашего журнала по этой тематике.

 

С уважением,

Клюев Алексей Константинович

Главный редактор журнала                                                

2024-03-27

Приглашение принять участие в экспертной дискуссии

Уважаемые коллеги!

Журнал «Университетское управление: практика и анализ» ориентирован на исследования проблемного поля высшего образования и выявление лучших практик в сфере управления университетами для   обеспечения устойчивого развития российского образования. Одна из точек роста современного университета и реинжиниринга высшего образования сегодня –  активизация взаимодействия региональных вузов с ключевыми стейкхолдерами, в том числе через проектное обучение.

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина реализуется проект «Проектное обучение в развитии профессионализма и гражданственности российского студенчества». На основе профессиональной экспертизы практики внедрения проектного обучения в вузах разных российских регионов, его интеграции в процессы образовательной и воспитательной деятельности планируется обобщить опыт ведущих вузов страны и активизировать экспертную дискуссию по этому направлению.

Если у Вас есть практический, административный опыт, а также исследовательский интерес к проблематике проектного обучения в высшем образовании, просим Вас присоединиться к нашей экспертной дискуссии и заполнить анкету эксперта (необходимо не более 20 минут).  https://forms.yandex.ru/cloud/6602ad9cd0468837d273f80d/

В рамках проекта пройдет не только экспертный опрос,  но и запланирована серия научных и практико-ориентированных мероприятий, в результате активности экспертов мы хотели бы выйти на проблематизацию специального выпуска нашего журнала по этой тематике.

 

С уважением,

Клюев Алексей Константинович

Главный редактор журнала                                                

Еще объявления...


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.